Редакция  Правила сайта Авторы  Проза  Поэзия  Критика  Другое Форум ТОП Комментарии Кандидаты Бездна Гостевая
novosti
Смотреть инфо »
Другое Форум
Критика

Щепкин в Москве

За первые года в Москве Щепкин сыграл шестьдесят восемь ролей, выступив в 193 спектаклях. В основном это были комедии и водевили, о которых Белинский писал, что актер пересоздает их, ибо, если автор не вдохновляет актера, актер может вдохнуть душу в его мертвые создания[1]. Чаще всего он получал роли в пьесах Фонвизина, Капниста, Крылова, Шаховского, Полевого, с восторгом играл героев Мольера - например, Гарпагона в «Скупом».

Но вершинами в его творчестве стали два образа, созданные в 1830-е годы - Фамусов в «Горе от ума» и Городничий в «Ревизоре». Актер рисовал этих героев сатирически, без всякой пощады, создавая типичных представителей тогдашней России в их подлинном ничтожестве. Оценивая Щепкина в роли Фамусова, Белинский считал, что ему не хватает только оттенка барства, чтобы эту роль признать совершенством. Это верно - сам актер считал себя не подходящим для этой роли: «Я не Фамусов…Фамусов…все-таки барин, барин в полном смысле слова, а во мне нет ничего барского»[2]. Но возможно, подобное несоответствие было даже к лучшему, так как Щепкин создал очень яркий, реалистически острый образ Фамусова. Это не изнеженный аристократ, он дослужился из низов до высокого поста не иначе как тем, что интриговал, подличал, пресмыкался перед Максимом Петровичем и ему подобными. Актер вскрыл в нем внутреннее лакейство и особое тщеславие, которое выражалось в смеси чванства и подобострастия, в зависимости от того, с кем он разговаривал: он трепещет перед знатными вельможами и презирает всех нижестоящих людей. В целом, Щепкин не сразу овладел ролью Фамусова во всей сложности, но он непрерывно ее совершенствовал, и критика с единодушием признавала его огромный успех: «Щепкин в Фамусове неподражаем. Какою истиной согрета вся игра его! Как понят и как превосходно выражен им этот Фамусов. Представитель и защитник идей 18 века, поставленный в комедии Грибоедова в противоположность Чацким!...Игра Щепкина есть образец игры естественной, выразительной, отчетливой, мастерской»[3],- писала газета «Галатея» в 1839 году.

25 мая 1836 года в Москве состоялась премьера «Ревизора». На первых порах Щепкин также не был доволен своим городничим. Он жаловался в письме к И.И. Сосницкому: «Собой я не доволен, а особливо первым актом»[4]. Но эта роль от раза улучшалась, превращаясь в классическое творение, о чем свидетельствует восторженный отзыв Белинского об игре актера через два года после премьеры: «Этот первый акт, который всегда как-то не удавался ему, был у него на этот раз чудом совершенства. Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество! Как все верно, глубоко истинно - и ничего грубого, отвратительного; напротив, все так достолюбезно, мило!»[5]. В целом, если описывать характер щепкинского исполнения городничего, можно сказать, что это был прежде всего образ огромной обличительной силы. По отзывам современников это был не просто провинциальный самодур или мелкий мошенник, но то был героический, величавый мошенник, одаренный государственной мудростью и удивительной находчивостью. В исполнении Щепкина Сквозник- Дмухановский являлся деятелем. Он энергичен, все время настороже, умен, активен, смел; каждую минуту готов вступить в новое сражение с врагами, никому не верит, ибо сам готов предать и уничтожить любого. Но зрители отлично видели все ничтожество его помыслов, всю пошлость его поступков. Щепкин создал реалистический образ городничего и в то же время разоблачил его как представителя реакционной среды.

Данную статью представил холдинг по предоставлению недвижимости в Болгарии в России, а так жекурсы обучения тренингу тренеров в университете РУДН.



[1] В.Ф. Федорова, «Указ. соч.», с. 68

[2] Там же

[3] Т.С. Гриц, «Указ. соч.», с. 264

[4] Т.С. Гриц, «Указ. соч., с. 226

[5] В.Г. Белинский, «Московский театр», цит. по Т.С. Грицу, «Указ. соч.», с. 251

01.06.2011
Читать комментарии (0)
Рейтинг Оценили
0

Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
В результате производством труб большого диаметра занимаются бездарности. (с)Рома Воронежский

"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"

"Книги - это кино для умных"

"Автор умер - но критик всё ещё жив".

"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с)

КОММЕНТАРИИ

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
 

Art magazine Проза

Сайт группировки СТАН Давление света

Веб-каталог «Культурна Україна»

Літературний клуб МАРУСЯ

Буквоид

Редакция       Реклама и сотрудничество
© Все права на произведения принадлежат их авторам.
© Nvc

Свадебные торты на заказ Киев