Редакция  Правила сайта Авторы  Проза  Поэзия  Критика  Другое Форум ТОП Комментарии Кандидаты Бездна Гостевая
novosti
Смотреть инфо »
Другое Форум
Критика

Сказки, записанные в деревне Пустына, близ Вожегор от Клавдии Васильевны Грязновой

К. В. Грязнова — дочь известного на селе сказочника Василия Грязнова, репертуар которого записан А. И. Никифоровым. Грязнову я застала рассказывающей в одной избе, где собралось несколько девушек за шитьем. Оказывается, она постоянно рассказывает в кругу своих подруг то, что слышала от отца или от бабки. Она точно передает слышанное, мало внося своего личного и всецело следуя стилю своего первоисточника. Так, сказку «Краса — Долгая Коса» она слышала от бабушки, и вся сказка звучит мягко, по-женски певуче, со строгим сохранением обрядности, с прекрасными повторениями» («Баю-баю, Ванюшка, не плачь, не реви, вырастешь большой, возьмешь замуж Красную Красу — Долгую Косу, трех маток доцку, трех бабок внуцку, девяти братьев сестру»).

В то же время сказка «Иван Бессмертный», слышанная от отца, носит и в передаче девушки все черты мужского исполнения: знание солдатского быта, служебных отношений, большую долю реализма, внесенного в фантастическую сказку, специфические слова и поступки («Нет, — говорит, — я любитель есть попивать, а тут у вас самогону нет, скуплю тут у вас»).

Интересно было бы сравнить тексты Грязновой с текстами, записанными у ее отца и полученными из одного источника, тогда наглядно можно было бы видеть, что каждый сказочник внес своего в рассказ.

Краса — долгая коса. Сказка «Краса — Долгая Коса» — это сюжет о добываемой невесте Царь-девице [АН. 400 В], свидание с которой герой трижды просыпает. Сюжет этот в Северном крае встречается очень редко. Все записи, указанные в каталоге, падают на среднюю полосу России и один вариант на Украину.

Наиболее близок к нашему варианту вариант, приведенный у Афанасьева. Однако самый эпизод добывания царевны построен совсем иначе. Герои получает невесту, добыв яйцо, в котором заключается любовь царевны, — подобно тому, как добывает Иван-царевич Кощееву смерть.

В другом варианте герой спасает свою суженую от Ивана — русского богатыря, за что и получает ее в жены. Однако в большинстве случаев ему приходится бороться с самой царевной, обиженной его невольной неучтивостью.

Участие злой мачехи в данном сюжете почти обязательно, но мотивировано различно. Либо она сама влюблена в героя и поэтому хочет разлучить его с царевной, либо она влюблена в его дядьку и поэтому хочет погубить царевича.

В нашем варианте Иванушка получает царевну окончательно только тогда, когда вывозит ее из лесу. Этот момент встречается весьма часто в северных сказках. Царевна теряет свою силу или волшебство, когда герой вывозит ее «на Русь», или «на свою границу», или «на чистое место» (т. е. безлесное место). Возможно, что тут отразилось представление о лесе, как о месте, полном колдовства и нечисти.

Оригинальна у Грязновой издевка царевны над Иваном: «Это не богатырь — это титьки сосать», а также загадочный ее намек на предательство слуги, причесывавшего Ивана: «Гребешок пусть ломает, в воду бросает». В других вариантах царевна предупреждает Ивана письмом, записочкой или «цидулькой».

Иван Бессмертный. Сказка «Иван Бессмертный» в сущности является опытом циклизации ряда солдатских сказок, объединенных вокруг одного героя — солдата.

Составные части ее следующие:

1) «Ума много да денег нет». Солдат слышит разговор генералов о красавице (в многочисленных северных вариантах она называется «Московская красавица»). Хвастает, что возьмет ее в жены. Под видом принца (генерала) проникает в ее комнату, проводит с ней ночь. Она узнает об обмане по найденной солдатской пуговице. Находит солдата, дает ему деньги. Солдат записывается в купцы, богатеет и женится на красавице. Не окончив данный сюжет традиционной женитьбой, Грязнова переходит к новой теме —

2) «Бесстрашного», где бесстрашный герой — капрал, барин или купеческий сын — подбирает мертвецов, пугает ими разбойников, забирает их деньги. Затем расправляется с нечистой силой, владеющей королевским дворцом, освобождает царевну и женится на ней. Опять, не продолжив традиционной сюжетной линии, сказочница переходит к сюжету —

3) «Солдат и смерть». Здесь обычно Христос и Петр исполняют три желания солдата: смерть не может сойти со скамьи (или обезврежена иным каким-нибудь способом), солдата не пускают ни в рай, ни в ад.

У Грязнова связывает этот последний мотив (о бессмертии героя) с предыдущими. Смерть попадает в руки солдата там же и таким же образом, как и черти. Из ада его выгоняют нечистые, которых он изувечил в пустующем доме. Из рая же он сам уходит, так как он «любитель есть, попивать».

Помещенная в сборнике Озаровской сказка талантливого сказителя художника Б. Шергина иначе объясняет, почему солдат не имеет смерти. Его выгоняют из рая и из ада. В раю солдат «давай на главной просеке лужайку мерять да колье вбивать. Праведные понять не можут, что он творит. "Куроптев, ты што затеял?" — "Я-то? Я вот план снимаю, на предмет застройки пустующей площади зданием трактира"». Праведные обращаются к богу. На вопрос бога, знает ли Куроптев, «што полагается за нарушение тишины и спокойствия в общественном месте», солдат отвечает, что праведные потом сами благодарить будут «за трактирное заведение распивочно и на вынос, с продажей папирос». Бог прогоняет Куроптева в ад. Но солдат и там не успокаивается и начинает строить церковь. Черти обманом выводят его за ворота ада, а «только он запорота, беси ворота на запор, да еще бревен изнутри привалили». Остается Куроптев «не у дел», и бог ставит его «у росстани караулить».

25.01.2011
Читать комментарии (0)
Рейтинг Оценили
0

Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
В результате производством труб большого диаметра занимаются бездарности. (с)Рома Воронежский

"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"

"Книги - это кино для умных"

"Автор умер - но критик всё ещё жив".

"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с)

КОММЕНТАРИИ

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
 

Art magazine Проза

Сайт группировки СТАН Давление света

Веб-каталог «Культурна Україна»

Літературний клуб МАРУСЯ

Буквоид

Редакция       Реклама и сотрудничество
© Все права на произведения принадлежат их авторам.
© Nvc

Свадебные торты на заказ Киев