Редакция  Правила сайта Авторы  Проза  Поэзия  Критика  Другое Форум ТОП Комментарии Кандидаты Бездна Гостевая
novosti
Смотреть инфо »
Другое Форум
Критика

Православнейшие из православных

Сербы считают себя избранным божьим народом. Классический анекдот на эту тему следующий: когда бог назначил нациям мира «прием по личным вопросам», сербы туда не слишком торопились: «Он и так нас любит, успеем...» А общность конкретной православной судьбы России и Сербии вот в чем. На Руси в XIII веке татаро-монголы, а в Сербии в XV веке турки вроде бы страны поработили, но вместе с тем сохранили народам веру. И там и здесь западное католичество уже стояло наготове. Обе страны экономически за годы ига отстали, зато духовно выросли. Вот такая сделка с историей. И оба народа очень харизматичны в плане борьбы за идеи. И если Россия географически находится МЕЖДУ Востоком и Западом (занимая чуть ли не половину Евразии), то Сербия, согласно постулату святого Савы, находится «НАД Востоком и Западом». Именно Сербия. Она — нерв планеты. Вот такая вот замашка на цивилизационную исключительность.

Сербская православная церковь (СПЦ) во всемирной православной иерархии по старшинству шестая после Константинополя, всех ближневосточных и русской. Создал ее святой Сава в 1218 году, а царь Стефан Душан в 1346 году поднял ее статус до патриархата (его центр был в Пече, в Косово). При турках церковь практически не тронули, ограничив только строительство новых храмов. Тем не менее национальные чувства внутри СПЦ всегда были сильны. В 1691 году во время австро-турецкой войны патриарх Арсений Чарноевич бежал в Австрию с 37 тысячами сербов, а в 1766 году Константинопольский патриарх просто упразднил Сербскую патриархию. В церквах на территории Сербии стали служить греки-фанариоты, полностью подконтрольные патриарху Константинопольскому и султану. Свою автокефальность СПЦ во второй раз обрела только в 1879 году, а патриархат воссоздался только в 1920 году.

Нынешний сербский патриарх Павле (р. 1914) с его болгарским коллегой и ровесником Максимом — действительные патриархи православных Балкан. Эти люди давно уже на своем боевом религиозном посту и умудрены опытом окормления паствы и в других благостных делах. Интересно, что сербский патриарх принципиально не имеет автомобиля. По традиции он носит титулы архиепискпопа Печского и митрополита Белградо-Карловацкого. Влияние СПЦ распространяется также на Черногорию, Боснию и Македонию. Есть также приходы в Хорватии, США и Австралии. В Югославии СПЦ практически всегда была в оппозиции к правительству. Так уж получалось. В 1930-е годы патриарх Варнава вел борьбу против идеи конкордата с Ватиканом (договора, разрешавшего миссионерскую деятельность католиков среди сербов). В июле 1937 года, в разгар споров, кстати, патриарх весьма странно умер. После войны СПЦ в лице патриарха Германа (1958-1990) вступила в оппозицию к режиму Тито. Сам Тито негативно относился к православию, видя в нем связь с монархией и национализмом четников. А патриарх Павел, в свою очередь, был оппозиционно настроен к режиму Милошевича, пеняя на неадекватность и призывая к смирению. Ультрапатриоты к Павлу относятся вынужденно уважительно, все разногласия сваливая на «продажное» окружение иерарха.

Среди чисто сербских обычаев на первом месте стоит так называемая «слава». Ни один другой православный народ его не соблюдает. Традиции «славы» идут от языческого прошлого, когда в каждом доме был свой домовой, которому поклонялась семья. С принятием христианства эта «домофилия» плавно трансформировалась в почитание святых. У каждой семьи своя «слава», но на практике их три-четыре. Наиболее часто в семьях празднуют дни св. Николая (19 декабря), св. Иоанна Крестителя (20 января) и св. Савы (27 января). На «славу» положено есть пшеничный калач и украшать его оттисками, наподобие пасхального кулича. «Слава» передается по наследству потомкам по мужской линии — сын будет отмечать ту же «славу», что и отец.

Помимо «славы», в Сербии в ходу так называемое «задужбинарство» (жертвование на благотворительные цели, обычно в конце жизни или по завещанию). Такими «задужбинами» являются практически все крупные монастыри Рашки и Косово, их выстроили средневековые князья. Среди народа попроще «задужбиной» может считаться починка моста, проводка воды или посадка дерева. Аналогом русской хлеб-соли в Сербии выступает «слатко» — два блюда с вареньем и водой. Нужно съесть ложку варенья, а потом запить ее водой.

Интересен еще один обычай — «умрлица». Это траурные объявления, которые вывешиваются на столбах, деревьях, стенах зданий. В этих листках сообщается о смерти (либо годовщине со дня смерти) человека, и близкие покойного приглашают всех знакомых на похороны или поминки. Кроме того, «умрлицы» публикуются в местных газетах. Такая же вещь, кстати, имеет место быть в соседней Болгарии. А когда умирает кто-то из супругов, то могильная плита делается общей, то есть на ней прописывают не только покойного, но и имя-фамилию вдовы или вдовца, оставляя пустой только дату смерти. Ее выбьют на плите потом, когда печальное событие случится и оба соединятся на небесах. Но конечно в Ватикане с этим бы не согласились.

Большинство сербских церквей построено в византийском стиле, классическими образцами которого выступают церкви и монастыри юга страны XIII-XIV веков. В Воеводине церкви барочного, австрийского стиля, что непривычно для православного храма, а иконостас покрыт иконами отнюдь не византийско-русского стиля, а западного ренессансного. Внутри церквей тоже есть отличия от русских: свечи, например, ставятся в песок (они очень дешевые, и сербы обычно покупают их помногу), а женщинам совершенно не обязательно покрывать голову.

29.06.2010
Читать комментарии (0)
Рейтинг Оценили
0

Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
В результате производством труб большого диаметра занимаются бездарности. (с)Рома Воронежский

"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"

"Книги - это кино для умных"

"Автор умер - но критик всё ещё жив".

"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с)

КОММЕНТАРИИ

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
 

Art magazine Проза

Сайт группировки СТАН Давление света

Веб-каталог «Культурна Україна»

Літературний клуб МАРУСЯ

Буквоид

Редакция       Реклама и сотрудничество
© Все права на произведения принадлежат их авторам.
© Nvc

Свадебные торты на заказ