Редакция  Правила сайта Авторы  Проза  Поэзия  Критика  Другое Форум ТОП Комментарии Кандидаты Бездна Гостевая
Ziggy Stardust

Лев ДАНИЛКИН, Александр ГАВРИЛОВ - "Книги умрут"

баян, але все ще цікавий

Книги умрут - http://www.bg.ru/article/8169/

Мій старий пост "МЕТАМОРФОЗИ ТРУПА" на цю тему - http://publikator.org.ua/texts/show/3307/

БГ: Ну так что, книги умрут?

Александр Гаврилов: В нынешнем виде— да. Считается, что есть романтика бумаж- ной книги — вид, запах, ритм перелистывания, — которая ее спасет. Но эта романтика выживает лишь потому, что детишки сегодня начинают учиться читать по бумажным книжкам. А по мере того как образование будет переключаться на электронные книжки, эта романтика будет связана с чем-то еще. Ну, скажем, со шрифтом — как сегодня есть люди, которые ностальгируют по черному экрану с зелеными буквами, который был у старых компьютеров. Бумажная книга, конечно, не исчезнет. Она останется — вместе с гал стуком-бабочкой, шляпой-котелком и другими удивительными объектами потребления. Бумага как массовый носитель вообще уйдет — газеты станут электрическими, журналы станут электрическими, книги тоже. И понятно как. Сначала электронная книга появится в вузах — потому что учебник, в котором есть поиск, лучше учебника, в котором его нет. Насколько я понимаю, программы по созданию электронного учебника для высшей школы уже идут — и в ВШЭ, и в «Скол ково», и в других местах. Потом электронная книга сползет в среднюю школу, а за тем и в начальную, чем окончательно прибьет книжку как предмет массового бумажного потребления.

Лев Данилкин: Тут чистая экономика. Если есть возможность купить книгу не за 300 рублей, а за 3 рубля, люди это сделают. Конечно, будут и упрямцы, такие внутренние луддиты. Я надеюсь, что никогда в жизни не буду читать электронные книги, но я понимаю, что это неизбежное будущее. Электронная книга победит бумажную. Мы еще увидим книжные магазины, в которых будут лежать презентационные экземпляры, потому что сложно купить книгу по интернету, не полистав. Но мы, видимо, уже не увидим такой вещи, как бумажная библиотека в какой-то момент Google просто отсканирует все книги в мире. В Москве есть прекрасные детские библиотеки, только в них пусто — новое поколение просто не читает бумажных книг. Мы даже не осознаем, насколько. Я уверен, что в какой-то момент школьникам будут просто выдавать ридер в первом классе, вместо того чтобы печатать учебники. Так и дешевле, и эффективнее: люди, которые учились по электрон- ным книгам, будут успешнее, чем те, кто учился по бумаге. Соответственно, та страна, которая не будет вкладывать в это деньги, рано или поздно окажется среди отстающих.

Александр Иванов: Мне кажется, это вообще не постановка проблемы. Победит ли электронная книга бумажную… Останутся ли йогурты или их победит ацидофилин? Интересно другое — что такое вообще чтение. Вот я, например, запойный читатель. Идеальное чтение для меня — это чтение бесконечное. Представьте, что есть носитель, который обеспечивает такое чтение: вы берете, ну, скажем, «Дракулу», и погружаетесь в бесконечное пространство связанных текстов — из Лондона XVIII века в Трансильванию, потом в Турцию… Представьте такую технологию, при помощи кото- рой вы, взяв читать Донцову, постепенно осваиваете вообще все — метафизику Аристотеля, барочные драмы, все! Может быть, когда-нибудь станет возможным прожить всю жизнь в чтении — и электронная книга, кажется, может этому помочь. Хотя сейчас, конечно, это обсуждать рановато: пока ридеры стоят несколько сотен долларов — ну, будем реалистами.

Л.Д.: Любопытно, что будет происходить с литературой. Сейчас мы все-таки живем в старой романтической парадигме — когда существует автор, творец уникального контента, в который никому недозволено вторгаться. Но скоро сам тип авторства изменится — автор будет выдавать полусырой контент, а потом его будут коллективно дописывать, как в «Википедии». Картина безрадостная, но это мир, в котором мы уже оказались. Литература в ее нынешнем состоянии просто не сможет существовать.

БГ: А что станет с литературными кри - тиками?

Л.Д.: То же, что со всеми экспертами. Каким бы проницательным и компетентным ни был эксперт, бесконечная масса любителей на круг все равно окажется компетентней. «Википедия» в целом компетентней Британской энциклопедии. Литературная рецензия, написанная толпой дилетантов, на круг окажется лучше рецензии профессионала. Критики либо будут участвовать в совместном творчестве, либо окажутся изолированы, отбро- шены. С любым типом творчества произойдет то же самое. Это, конечно, то завтра, в котором не хочется оказаться. Но от того, что оно нам не нравится, оно никуда не исчезнет.

А.Г.: А по-моему, концепция коллективной добычи знания умирает на глазах. Ну вспомните историю про русскую «Википедию» и Виктора Цоя. В какой-то момент кому-то показалось забавным прийти и написать в статье про Цоя «Виктор Цой подавился мацой». Редакторы это вычеркнули, пользователи опять вставили — в конце концов эту страницу закрыли для редактирования навсегда. Вторжение бессмысленных орд в текст ведет к полному вырождению литературного творчества. Если занятие литературой станет коллективным писанием на стене, одаренные люди просто переключатся на что-то другое. Я недавно увидел потрясшую меня статистику: в минувшем году в США количество книг, напечатанных по заказу малы- ми тиражами, превысило количество книг, напечатанных офсетом и высоким тиражом. Это означает, что писатель все- таки хочет высказаться в закрытом, неприкосновенном формате книжки.

А.И.: Да это всегда существовало. Поэтические сборники, книжки ко дню рождения дядюшки Джо. Я как-то у друзей в Америке наткнулся на книжку «Записки американского холостяка» 1927 года. Может быть, конечно, такие записки — это будущее литературы и есть.

А.Г.: Но технологии распространения текста, конечно, невероятно на нее влияют. Появляется ежедневная газета — и появляется роман, который печатается в газетах с продолжением. Появляется литературный журнал — расцветает рассказ. Умирает литературный журнал — на наших глазах в России 90-х — и рассказ исчезает. Появляется снова литература в еженедельниках и ежемесячниках, и рассказ снова выскакивает. Литература, которая двинулась на экран компьютера, тоже меняется — в сторону миниатюры, чудовищного эмоционального напряжения.

А.И.: Да ну, я на это могу сказать, что ли тература, наоборот, движется в сторону огромных мегатекстов, которых даже XIX век не знал.

А.Г.: Например?

Л.Д.: Например, Максим Кантор.

А.И.: Мы сейчас переводим роман, он называется «Благоволительница». Кучу денег на него угрохали. 66 авторских листов (около 1 450 страниц. — БГ)!

Л.Д.: Литература — это всегда производная от читающего класса. Нынешнюю сформировала буржуазия, возникшая в XVII–XVIII веках. А сейчас происходит смена элит. Громадные массы получили доступ к чтению. Пришел сетевой пролетариат, культура которого ну не самая утонченная, но у них есть время читать и есть вот эти гаджеты. И у них появится своя литература.

БГ: А что произойдет с книжными?

Л.Д.: Что далеко ходить — магазин «Москва» месяц назад начал торго вать электронными книгами. А ассортиментбумажных будет понемногу сокращаться. Останутся неадекватно дорогие сувенирные издания, но их будет немного.

БГ: То есть будет происходить то же самое, что сейчас происходит с компакт-дисками: обычные диски продаются все хуже и хуже, и единственный способ хоть что-то продать — это сделать подарочное издание.

Л.Д.: Люди из книжной индустрии, кстати, очень внимательно изучают историю с «Напстером», которая развали ла музиндустрию. Не хотят повторить чужих ошибок.

А.Г.: Продажи электронных книг, в том числе в русском интернете, уже идут вовсю. Сейчас вышла книга «Маруся», это такой проект издательства «Популярная литература», еще точнее — небезызвестного депутата Госдумы Рыкова К.И. Хотя никакого кремлевского заказа там нет — это сказка про 12-летнюю девочку, первая часть громадного литературного сериала «Этногенез», который как раз похож на то самое бесконечное чтение, о котором говорил Иванов. Она начала продаваться и в бумажном виде, и в электронном. За месяц в интернете много. Нормальный стартовый тираж бумажной книжки — 3 000 штук, и считается хорошо, если он продается за полгода. 3 года назад на Франкфуртской книжной ярмарке был глобальный опрос профессионалов — какие концепты книжного рынка уйдут из оборота в ближайшее время. На первом месте оказался mainstream bookstore — книжный магазин с большим ассортиментом на главной улице города. То есть профессионалы еще три года назад были уверены, что они вымрут. Какой будет торговля электронным текстом, пока не очень понятно, но то, что сделал Amazon со своим Kindle, кажется мне убедительным. Ты читаешь книжку, в ней есть ссылка на другую книжку, жмешь кнопку, с твоего счета списываются деньги — и ты читаешь дальше. Это девайс, который является и магазином, и инструментом для чтения. Еще чуть-чуть, и они эти ридеры будут бесплатно раздавать.

Л.Д.: Представьте — у всех, кто раньше книжку и в руки не брал, будет ридер. Можно только предположить, как изменится литература при таком колоссальном увеличении рынка.

А.Г.: Литература станет в среднем несколько глупее, общественную дискуссию будут вызывать книжки совсем уж дебильные. Посмотрите на успех журнала StarHit — это лучший запуск в Европе. Журнал даже без тени мысли. А вот в элитах — ну, назовем их обитателями маленьких, отъединенных от мейнстрима субкультур, будет происходить накопление разных интересных вещей.

Л.Д.: В принципе, процесс демократизации культуры не означает, что она обязательно скатится в помойку. В английской литературе XVII–XVIII веков тоже сначала была помойка. У офисного пролетариата меньше культуры, но это не означает, что у них меньше вкуса. Какой-то вкус у них есть. Люди понимают, что им выгодно.

БГ: Что про все это думают издатели?

А.И.: Сама ситуация вокруг неблагоприятная. У нас очень резко появились такие…корпоративные агрегаты культуры. Мощные сетевые книжные и так далее. А вот альтернативной традиции, которая обязательно существует в Европе еще с конца XVIII века, где есть маленькое издательство, маленький книжный и кафе или паб при нем, почти нет. У нас сетевые магазины сочетаются с абсолютным дефицитом необходимых книг по всей стране — это ситуация специфически русская. Происходит еще одна любопытная вещь. Я тут во Владимире обнаружил замечательную комбинацию Coffee Bean и книжного в торговом центре. Она очень напоминала аэропорт. Молодые люди из Владимира очень любят туда заходить, потому что, живя во Владимире, они хотят себя одновременно чувствовать немного уехавшими. В следующем году в Америке выходит такая важная книжка«Аэротрополис» — она посвящена как раз этому феномену. Это довольно массовое желание — иметь под боком место, где чувствуешь себя уже чуть-чуть уехавшим, — и будущее книжных магазинов, вообще культурных пространств, безусловно, должно его учитывать. Они будут лишены всякого вкуса и запаха, будут абсолютно нейтральны… Это лучшие пространства для различного рода подзабытых культурных практик — ностальгии, меланхолии…

А.Г.: Медитации.

А.И.: Одна моя знакомая, живущая в Шве- ции, говорит, что если ей хочется поностальгировать, она идет в заведение типа «Макдоналдс». Именно в этом, нейтральном, ничем не обозначенном пространстве ей лучше всего оставаться наедине со своими мыслями. А с издательствами ничего особенного не происходит. Ну, есть такой издательский жаргон — «упаковать книгу» и «упаковать автора». Вот это мне приходится делать очень серьезно. Тщательно продумывать структуру договора, где отражены все бытования текста — в электронном виде, в бумажном, в сетевых библиотеках. Я для этого взял юриста, который оформляет договоры с музыкантами. Потому что у них как раз все, что связано с авторскими правами, продюсированием, детально продумано.

А.Г.: Книжный бизнес вообще очень похож на музыкальный — только поглупее, подешевле и похуже.

А.И.: С книгами — электронными, бумажными — ничего радикального не произойдет. Все самое плохое, что мог ло произойти с нашей родиной, уже произошло. Последние 15–20 лет у нас очень херовая литература. У нас выходят очень плохого качества книги. У нас практически нет адекватных книжных магазинов, которые бы не напоминали магазины по продаже нижнего белья. И в этом смысле электронная книга — не враг нам. Электронная — но книга же!

22.01.2010
Читать комментарии (9)
Рейтинг Оценили
0

Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
В результате производством труб большого диаметра занимаются бездарности. (с)Рома Воронежский

"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"

"Книги - это кино для умных"

"Автор умер - но критик всё ещё жив".

"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с)

КОММЕНТАРИИ
Три злостных флудера и редактор с бритвой в зубах
2010-01-22 18:27:47
Было интересно, согласен "чуть менее, чем полностью".
Юля Шешуряк
2010-01-22 18:28:07
від електронних книг болять очі
Ziggy Stardust
2010-01-22 19:33:33
ну та ж не з комп*ютерного монітора їх читати. а з правславних девайсів, де екран няшний і ніжний до ока, я гарантую це.
Главный зануда Публикатора
2010-01-22 21:33:41
занятно
все мы немножко футуристы))
Три злостных флудера и редактор с бритвой в зубах
2010-01-22 21:37:13
Это не футуризм, это почти данность, недалекое будущее. Вот первые реплики А.Г. и Л.Д. - прям подписываюсь под каждой буквой.
Ziggy Stardust
2010-01-22 21:55:22
тому, поки є час, варто бережно відноситись до власної бібліотеки: скоро наші колекції книг прирівняються до колекцій раритетного вінілу.
Три злостных флудера и редактор с бритвой в зубах
2010-01-22 22:06:39
Ой! А я ими задницу подтираю. Так что, ты думаешь, не надо, да?
Ziggy Stardust
2010-01-22 22:08:48
ну особисто я взагалі не підтираюсь. люблю, знаєш, обмазатись свіженьким гімном і подрочити.

(Категорія: літературні дискусії на Публікаторі)
Віталій Дерех
2010-01-25 17:52:32
прочитав це, а тут глядь на екран, аж тут тема на форумі: http://publikator.org.ua/texts/show/8088/

я думаю, їдріть, всьо, прийшло будуще

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
 

Art magazine Проза

Сайт группировки СТАН Давление света

Веб-каталог «Культурна Україна»

Літературний клуб МАРУСЯ

Буквоид

Редакция       Реклама и сотрудничество
© Все права на произведения принадлежат их авторам.
© Nvc

Свадебные торты на заказ