![]() |
|
|
|
Старые песенки анархистов.Есть у меня одна слабость: коллекционирование народного фольклора разных стран и разных эпох. Все мы проходили в школе историю Гражданки, все помним про Батьку Махно, Мишку Япончика да Гришу "Кота" (Григорий Котовский, которого "красным" можно считать весьма условно - просто разосраться с ними, как Батько, не успел). В фильмах эти люди частенько поют песенки. Наиболее часто встречаются две песни: "Цыплёнок" и "Яблочко". Обе песни имели огромное количество вариантов исполнения. У "Цыплёнка", к примеру, около 13 вариантов текста, многие из них "пересекаются". Но если "Цыплёнок" был исключительно песней "зелёных" и ни "красными", ни "белыми" песня не исполнялась, то с "Яблочком" вышла совсем другая история. Простая украинская песенка про обманутую (за пятак отдалась) девушку получила в годы Гражданской политический окрас и исполняли её и анархисты, и "красные", и "белые". Считается, что "Яблочко" популяризовали революционные матросы, которых дохренища было в рядах РККА и в рядах "крестьянских армий". Среди "белых" песня тоже пользовалась популярностью, наверное из-за универсальной простоты мелодии и текста: поменяв пару слов, песне можно было придать любой политический окрас. Ковыряясь в интернетах и сопоставляя разные варианты я скомпилировал "канонические" тексты этих песен (т.е. такие тексты, следы которых встречаются в большинстве вариантов и которые можно датировать, как более ранние: по упоминаемым должностям, именам, контекстной нагрузке). Сам собой напросился вывод, что популяризации этих песен всё-таки способствовали именно анархисты: песням свойственна своеобразная "народность", грубость, издёвка над "тиллегентами", простота мелодий и отсутствие строгого идеологического концепта. Достаточно сравнить "Яблочко" "красных" с такими популярными в РККА песнями, как "Варшавянка" Кржижановского, "Красная Армия", "Баллада о Щорсе" и др. В Белой же гвардии в основном звучали кубанские и донские казачьи песни, неизменное "Прощание славянки", да "Шипка". Ни один из этих "джентельменских" песенных наборов не подходит ни под разудалое "Яблочко", ни под "Цыплёнка". Итак, представляю варианты, наиболее точные с моей точки зрения. *** "Яблочко" *** Эх, яблочко, да ты моченое Едет батька Махно, знамя черное Вот плывет пароход, круги кольцами - Будем рыбу мы кормить комсомольцами Пароход идет да мимо пристани - Будем рыбу мы кормить коммунистами Эх, яблочко да с голубикою Подходи, буржуй - глазик выколю Глазик выколю, другой останется: Будешь знать, говно, кому кланяться Эх, яблочко да на тарелочке Кому водку пить, кому девочек Кому девочка, да губки спелые - Приходи на сеновал, коли смелая Эх, яблочко, ты мое спелое Вот барышня идет, кожа белая Кожа белая, да шуба ценная Ты сымай её - будешь целая Эх, яблочко, да ты неспелое Едет черный паром, жопа белая Эх, яблочко, с горы скокнуло Комиссар кричит - пузо лопнуло Эх, яблочко, бочок попорченный Еду с фронта я домой, раскуроченный Эх, яблочко, куда ты котишься? В губчека попадёшь - не воротишься *** "Цыплёнок" *** Цыпленок жареный, Цыпленок пареный – Цыпленки тоже хочут жить! Его поймали, Арестовали, Велели паспорт предъявить. Паспорта нету – Гони монету. Монеты нет – снимай пиджак. Цыпленок жареный, Цыпленок пареный, Цыпленка можно обижать. – Не убивайте, Мне жизнь оставьте – Я буду верно вам служить! Не убивайте, Мне жизнь оставьте – Цыпленки тоже хочут жить! Паспорта нету – Гони монету. Монеты нет – снимай штаны. Цыпленок жареный, Цыпленок пареный, Штаны цыпленку не нужны. – Я не кадетский, Я не советский, Я не народный комиссар. Не агитировал, Не амнистировал, А только зернышки клевал. Но власти строгие, Козлы безрогие, Его поймали, как в силки. Его поймали, Арестовали И разорвали на куски. Цыплёнок жареный, Цыплёнок пареный Не мог им слова возразить. Судьей задавленный, Он был зажаренный... Цыплёнки тоже хочут жить! Как по мне - стОящие стихи. Особенно "Цыплёнок".
|
Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"
"Книги - это кино для умных"
"Автор умер - но критик всё ещё жив".
"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с) |
КОММЕНТАРИИ
У Ольги Арефьевой в проэкте "Ковчег-Шансон" свои варианты этих песен. Отличные вещи. Спасибо за пост.
Её варианты я тоже смотрел. Она упустила из виду бесподобную красотку Клио, которая оставила в этих песнях свой отпечаток. Как по мне, то песенки стали популярными в 1918-1919 годах. Сама атмосфера. И обе - явно гуляй-польского происходжения. Об этом свидетельствует хотя бы то, что "яблочко" имело свой довоенный украинский вариант (т.е. до Перовй Мировой), а "Цыплёнок" по музыке очень напоминает песню "Гоп-со-Смыком", имеющую киевские (при чём - семинаристские) корни.
а мне оно все тех же лет,только какой-то прослушивается еврейский мотив, скотные дворы и дешевая богема.
Ну, сподвижники "Кота" многие были евреями. Тот же Япончик. А вот Батька евреев не жаловал. Сказывается разница в происхождении: Котовский был одесским бандитом, а Махно - гуляй-польским крестьянином.
еще славная песня "Бублички".нравится Вам?
Нет. "Несчастная торговка частная" сочувствия не вызывает. А вот герой "Папирос" - вызывает.
я только на иврите слышала "Папиросы"
Есть много вариантов, напр.,
Цыпленок плакал, В штаны "налякал", Пошел на речку полоскать; Штаны уплыли, А он за ними, Стал он тонуть, на помощь звать.
Этот вариант я забраковал: явно выпадает из концепта песни. Да и не во всех вариантах встречается. Скорее всего - поздний вариант, как и варинт концовки:
А на бульваре Гуляют баре, Глядят на Пушкина в очки: – Скажи нам, Саша , Ты – гордость наша, Когда ж уйдут большевики? – А вы не мекайте, Не кукарекайте, – Пропел им Пушкин тут стишки,– Когда верблюд и рак Станцуют краковяк, Тогда уйдут большевики!
йаблучго фоева
шыкарный лит-ист-экскурс )
История, Артур, одна из моих слабостей. Больших.
Чувствуеца знание системного подхода к предмету
май решпект )
Ну дык, я ж анжинер, йоптыть. Потому и подход такой. Решпект принят.)
порадовал
Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
|
2009-08-19 14:31:07