Редакция  Правила сайта Авторы  Проза  Поэзия  Критика  Другое Форум ТОП Комментарии Кандидаты Бездна Гостевая
матковский
Смотреть инфо »
Проза
Поэзия
Другое Критика Бездна

XII Форум молодых писателей в Липках

журнал "Радуга" опубликовал мою статью о 12-ых Липках, если кому интересно вот статья





XII Форум молодых писателей в Липках

15 – 19 октября 2012 года

Должен сразу заметить: я давно хотел попасть на форум молодых писателей в Липках. И горел этой мыслью на протяжении года. Наконец, на официальном сайте фонда СЭИП появилась информация касательно условий приёма работ на конкурс и сроков подачи произведений. Поэзия, проза, критика и эссе. Я подумал: выжду еще недельку. Подберу хороший рассказ, чтоб пройти наверняка. Через две недели я подумал: напишу-ка я лучше новый рассказ. Заодно и дополнительный стимул появится, чтоб писать. Я написал новый рассказ «Танцы со свиньями», но он мне не понравился. Слишком грубый, слишком предсказуемый, опять ножи, опять драматургия замешанная на несчастном детстве и алкоголе. Нет, это меня уже не устраивает. Не хватило рассказу свежести мысли и огненного дыхания. Так чтоб взял за шкирки и перевернул всё к чертям. Промаялся я еще несколько недель, думал над новой темой, знакомился с неприятными мне людьми, тайком записывал их речь на диктофон, приходил домой и садился за писанину. Еще рассказ и еще в корзину. В конце я бросил эту глупую затею и начал довольствоваться малым: сценарии, пиво, футбол, тренажерка и стихи. Стихов написал целую кучу. Каждый день по пять штук писал. Про мертвецов, про любовь, про разную чепуху, про вечность и человека летящего в неё, словно безумную бомбу, запущенную без цели, просто так. Игра ради игры, бравада! Верлибры! Господи, мои литературные мускулы одряхлели, я ничего не соображал. Проза, записанная в столбик, верлибры… Сорняки, горькие одуванчики! Я не мог сложить буквы и слова в полноценную строчку, писал два абзаца и удалял, начал несколько романов и они умирали один за другим через две-три страницы. Я скидывал героев в пропасть и предал литературу. Какая там литература?! Где она? В журналах? В метро? В сценариях? Где она? Где же делся талантливый я? Где все эти модные писатели с красивыми книжечками, где женщины в вечерних платьях с глубокими вырезами, которые взахлеб читают мои рассказы и пишут по ночам мне письма, желая встретиться со мной?! Ничего нет. Голый пустырь. Я решил отправить стихи. Беспомощные верлибры про мертвецов…

Написал письмо в СЭИП, прикрепил файл со стихами. Очень уважительно, очень культурно, пускай они сами решают мою судьбу. Но в последний момент я передумал. Какой с меня поэт? Что я буду делать на поэтических семинарах, я даже Бориса Рыжего не отличу от Цветаевой. До дэдлайна оставалось пять дней. Затем один день.

Однажды ночью я проснулся в диком ужасе и холодном поту. Меня пронзила страшная мысль: срок приема работ истёк. Сбросив одеяло, я сел за компьютер: всё верно, я опоздал, неудачник с тремя неплохими рассказами и одним более-менее удачным стишком. Всё пропало. Утром мне позвонил друг и сказал, что он хотел поздравить своего делового партнера с днем рождения в стихотворной форме, но испортил открытку: в строке вместо «здоровья» он написал «зарплата» и нужно было придумать рифму к слову «зарплата». Вот оно единственное практическое применение литературы – сочинение открыток для офисного планктона. Зарплата. Брата. Разврата. Ребята.

Через неделю после дэдлайна я собрался с силами и всё-таки написал письмо в фонд СЭИП, заполнил анкету, приложил файл со своим старым рассказом «Три легенды о Молчаливом Койоте». Рассказ этот стилизованный под индейские легенды с размытым смыслом и полным отсутствием морали. Пускай подумают, что я дурак, бегущий за давно ушедшим поездом. Для гордости и самоуважения не осталось больше причин. Человек – это мясо и две три мысли, ничего больше.

И произошло чудо из чудес. О чудо из чудес. Поистине, волшебство, скажу я вам. Мне пришло письмо из фонда и я представил женский голос и очень красивую молодую девушку, которая гладила меня по голове, словно больного лихорадкой. В письме говорилось:

«Добрый день! Прием рукописей на конкурс завершен. Допуск опоздавших заявок рассматривает президент Фонда СЭИП Филатов С. А. Ваша заявка передана. С уважением, Секретариат ФСЭИП».

Женщина гладит меня по голове и успокаивающе шепчет: ничего, успокойся лихорадка скоро пройдет, ты выздоровеешь, еще столько всего нужно сделать, ты найдёшь свою тему.

Так говорила воображаемая женщина в моей голове с глубокими карими глазами и прямыми чёрными волосами. Моя персональная литературная медсестра. Моя сиделка. У Пушкина хотя бы няня была, а у меня вот женщина, в сто раз красивей его няни.

Потом пришло приглашение на Двенадцатый международный литературный форум молодых писателей в Липках, и с лёгкой руки Сергея Александровича, который наверняка подозревал о моих литературных мытарствах, я оказался в поезде Киев-Москва.

В списке участников были представлены 184 автора, хотя приехать смогли далеко не все. Украинский литературный десант высадился в следующем составе: Платон Беседин, Иван Волосюк, Артем Явас, Татьяна Павленко, Наташа Северная и нельсон младший. До этого я был лично знаком с Платоном Бесединым и Наташей Северной. Наташа Северная – неоднократная участница форума в Липках, а Платон – человек, искренне болеющий за русскоязычную литературу в Украине, критик и автор романа «Город Греха».

Представьте, примерно 140 критиков, прозаиков, поэтов и драматургов, собравшихся в закрытом пространстве: люди своеобразные, со своими страхами, желаниями, завистью, амбициями и конечно же писательской искренностью и добротой. Организацией и расселением в пансионате занималась непосредственно супруга Сергея Александровича Филатова – Галина Николаевна – за что ей стоит выразить отдельную благодарность, ведь решать практические вопросы с представителями писательского ремесла крайне сложная задача. Среди нас попадаются и алкоголики, и сумасшедшие, и музыканты, и просто недружелюбные бомжеватые интроверты.

Если посмотреть на пансионат Липки сверху, то здание напоминает трёхлапого паука или осьминога с крупным серым тельцем, что раскинулся посреди русского леса. На первый взгляд паук этот без головы, но если присмотреться, можно заметить таинственный купол, сооруженный по центру тельца. Щупальца осьминога – это длинные коридоры, где вереницей бегут ковровые дорожки. Я жил в отдаленном номере и для того, чтоб добраться в холл, нужно было потратить минут семь. Также в пансионате находился бассейн, тренажерный зал, бильярд и настольный теннис. Более того, на ресепшене можно было взять напрокат велосипед, прокатиться верхом и самое главное – за 2300 рублей заказать певца или певунью. Все три выхода из корпусов в холл неизбежно вели к бару. Бар манил синими и зелеными болотными вывесками. Бутылки сверкали в тусклом освещении холла, как поддельные бриллианты. Некоторые из литераторов сразу попали в западню и пару человек не смогли выбраться из неё до конца Форума. Чего греха таить, я тоже попался в мышеловку, но каждое утро выбирался из неё.

Состав участников Форума был действительно международным, помимо стран СНГ приехали люди из различных уголков мира. Например: Яна Огладина – русская писательница в чешской эмиграции, матёрый интеллектуал из Оксфорда – Ольга Брейнингер (Германия-Англия), Наталья Крофтс (Австралия-Англия), Сону Сайни (Индия)…

Мастерклассы проводили: Игорь Шайтанов («Вопросы литературы»), Александр Эбонидзе и Евгений Ермолин («Дружба народов»), Андрей Арьев и Яков Гордин («Звезда»), Михаил Айзенберг и Ольга Ермолаева («Знамя»), Анатолий Курчаткин и Сергей Боровиков («Знамя»), Кирилл Ковальджи и Елена Исаева («Пролог»). Всего одновременно проводилось 16 мастерклассов. Среди выступающих звезд были замечены: Владимир Маканин, Виктор Ерофеев, Евгений Рейн, Владимир Крупин и Михаил Прохоров. Владимир Маканин недавно выздоровевший после тяжелой болезни проявлял завидную вдумчивость: казанская писательница Альбина Гумерова задала ему вопрос о том, как адаптировать литературное произведение под сценарий, на что господин Маканин скромно улыбнулся и промолчал. Какой-то парень в переднем ряду, явно представитель драматургии, картинно воздел руки к небу и выкрикнул на весь зал: Но как? На что Владимир Семенович опять обаятельно улыбнулся и ответил: Просто! Контрастно смотрелись на фоне друг друга Ерофеев и Крупин. Ерофеев с ницшианской грустью рассказывал о русской тоске, а Крупин яростно отстаивал христианские православные ценности вплоть до призыва выкидывать телевизоры из окон.

Несмотря на насыщенную программу Форума, главная продуктивная работа проходила именно на семинарах. К счастью, я успел записаться на самый востребованный семинар прозы от журнала «Знамя». Анатолий Курчаткин и Сергей Боровиков разыграли карту – доброго и злого полицейского. Сергей Боровиков беспощадно разносил участников семинара, а Анатолий Курчаткин вконце смазывал наши раны и утешал нас. Еще не всё потеряно, нужно много работать. Иногда Анатолий Курчаткин нажимал на педаль газа и вдавался в философские монологи, которые на удивление не были пространными и бесполезными, а завораживали, гипнотизировали. Писатель, говорил он, когда, например, пишет о городе и его жителях, не должен замыкаться на деталях отдельных мест и характерах главных персонажей, но обязан подыматься над городом, уметь увидеть всю картину целиком. Уметь посмотреть на свой текст, словно на муравейник и расставить всё по своим местам. Бои на семинаре шли по всем фронтам. Молодые авторы сидели в окопах и мужественно принимали на себя удары мастеров, а потом высовывались и атаковали друг друга. Мне нравится политика ведения семинара: сначала все участники должны высказаться по одному автору, затем говорят мастера, а только потом автор имеет право голоса. Случались правда и срывы, когда авторы не выдерживали накала страстей и огрызались. Альбина Гумерова, участница этого же семинара, рассказала мне, что и в литературном институте им. Горького работа проходила по тому же принципу. Еще в Киеве я ознакомился с текстами участников своего семинара и порадовался тому, что графоманией занимается меньше половины людей, а это очень хороший показатель. Сейчас я расскажу вам, какие немаловажные проблемы современной литературы затрагивались на семинаре:

1. Литература становится короче в силу технологического прогресса.

2. Литература начинает попадать под сильное влияние кинематографа и приобретает оттенок вторичности.

3. Современной молодой литературе не хватает юмора и радости.

4. Драматургия текстов замешана на алкоголизме, бытовом насилии, наркомании и несчастном детстве. Современный прозаик тяготеет к тому, чтобы разжалобить читателя.

5. Многие современные литераторы уходят в сценаристику из-за неприбыльности писательского ремесла и теряют свой художественный голос.

6. Молодой автор не уверен в себе. Он не знает, будет ли он точно заниматься дальше писательством и не знает о чём писать после темы несчастного детства девяностых.

Еще я искренне порадовался тому, что молодые авторы и мастера уделяли много времени языку. Скрупулезно, словно ювелиры они разбирали каждое слово, выискивали блох, зачищали тексты. Но работа семинарами не ограничивалась. Вечером и ночью авторы уходили в подполье, разбивались на группировки и вели беседы о литературе, читали друг друга… Звучит наивно, скажите вы? Какое это отношение имеет к вечности и Шекспиру? Да, никакого. Не нужна нам никакая вечность. Нет, Шекспира, есть здесь и сейчас. Пансионат по ночам превращался в орбитальную станцию и давал приют залетевшим космонавтам. Пускай всего на неделю, пускай так мало, но тут и там, в баре и на диванах, в темных лесах Подмосковья и придорожном магазинчике, можно было услышать о Чехове, Достоевском и Керуаке. Близился последний день Форума и нам предстояло снова выйти в открытый космос. Разбрестись по разным городам и главное не опустить руки. Не перестать писать и читать, доказать право на художественное существование…

Сергей Александрович в напутственной речи поблагодарил всех за участие. Настоящий подвижник с улыбкой Рэя Бредбэри. И это не хвалебные оды, попробуйте организовать нечто подобное на государственном уровне. В Украине можно только мечтать о подобном.

Большинство участников разъехались непосредственно после торжественного закрытия Форума. Пансионат опустел. Мне предстояло выезжать последним автобусом Фонда на следующее утро. Среди оставшихся была Яна Огладина. Вечером мы побрели мимо сосняка и березок к магазину за бутылкой коньяка, так как карманы для бара уже прохудились. Сначала мы пошли в номер к Яне, она собирала вещи и жаловалась, что как всегда много набрала: перчатки, платья и даже вуаль! Литература снова на мгновение затаила свой холодный оскал. Потом мы пошли собирать вещи ко мне. Что у меня там собирать? Накидал всё как попало. Мы прогуливались по территории пансионата, забрели на высокую огромных размеров горку и простояли там. Я молчал всю дорогу и думал о том, как удивительна жизнь и какие дивные дела господни. О чём думала Яна, терпеливая и кроткая красавица – останется загадкой.

14.03.2013
Читать комментарии (6)
Рейтинг Оценили
6 Андрій Момут, atex, Гераскина Аня, Евгений Герман, helga_hudilich, Триша.

Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
В результате производством труб большого диаметра занимаются бездарности. (с)Рома Воронежский

"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"

"Книги - это кино для умных"

"Автор умер - но критик всё ещё жив".

"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с)

КОММЕНТАРИИ
Андрій Момут
2013-03-14 19:53:01
Заплюсовал текст.
atex
2013-03-14 22:26:16
Заплюсовал текст.
atex
2013-03-14 22:32:09
Вагончика (или вагонища) слов Максим, в этом году, и новых путешествий. Тексты "Дебюта" уже и не выпрашиваю...
Гераскина Аня
2013-03-15 08:47:35
Заплюсовал текст.
Евгений Герман
2013-03-15 10:42:23
Заплюсовал текст.
Евгений Герман
2013-03-15 10:42:44
в концовке - рЫдалЪ
helga_hudilich
2013-03-15 22:31:21
Заплюсовал текст.
Триша
2013-03-19 09:45:44
Заплюсовал текст.

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
 

Art magazine Проза

Сайт группировки СТАН Давление света

Веб-каталог «Культурна Україна»

Літературний клуб МАРУСЯ

Буквоид

Редакция       Реклама и сотрудничество
© Все права на произведения принадлежат их авторам.
© Nvc

Свадебные торты на заказ Киев