Редакция  Правила сайта Авторы  Проза  Поэзия  Критика  Другое Форум ТОП Комментарии Кандидаты Бездна Гостевая
матковский
Смотреть инфо »
Проза
Поэзия
Другое Критика Бездна

Дебют 2012 показывать и прятаться

видео церемонии - http://www.pokolenie-debut.ru/video/ceremoniya_vrucheniya_literaturnoj_premii_debyut_12_dekabrya_2012_goda_moskva_teatral_nyj_centr_na_strastnom_operator_pavel_frej/

Интервью Шубинского о малой прозе 2012 - http://tvkultura.ru/article/show/article_id/69143



После форума молодых писателей в Липках, я понял одну важную вещь: с чемоданом по Москве очень тяжело передвигаться. Поэтому перед поездкой я приобрел рюкзак на 65 литров и кроме коньяка, вещей и кипятильника, туда влезли стихи и прочие мои рукописи. Здесь еще нужно заметить, что раньше Москву я старался всячески избегать: в этом виноват Андрухович со своей липкой навязчивой Московиадой.

Колючий город, где нужно быть всегда на фоксе. Благо гостиница находилась недалеко от метро и передвижение по городу не составляло труда. На Киевском меня остановили представители правоохранительных органов и спросили, куда я направляюсь. Я соврал и сказал, что поэт и приехал на вручение премии. Они попросили меня доказать и я достал стихи из рюкзака. Кирпичная Морда пухлыми пальцами взяла листки и начала их изучать, пока Лопоухий проверял документы.

Сначала меня поселили на третий этаж. Потом оказалось, что женщина не выехала из номера и меня кинули на седьмой. На этаже выше должны были проходить семинары. Неподалеку находился стадион Лужники. После обеда играли ЦСКА с Мордовией. Нагнали кучу полиции, постепенно ручейками стягивались болельщики в сине-красных шарфах. Мы с дебютовцами искали, где бы выпить пива за знакомство. Неподалеку, в грузинском ресторанчике, нам таки согласились продать пиво и усадили за отдельный столик за ширмой.

Дебют – это одна из самых престижных премий, которую получают молодые авторы до 35 лет. Да чего уж там греха таить – самая престижная. В этом году во всех номинациях были сильные и разношерстные соперники. Самым оригинальным произведением, пожалуй, можно считать повесть Ильи Панкратова «Слонодёмия». Это физическая сказка, художественное толкование физических явлений. Сам Илья по образованию физик и в прошлом работал преподавателем физики, а сейчас трудится над диссертацией. Как он сам признался, вещь писалась для дочки и была рассчитана на неё. Благая задача для писателя – написать текст так, чтоб он понравился и заинтересовал твоих детей. Похоже, дети хорошие критики. Тут можно вспомнить случай Джоан Роулинг.

Эссеистика и Поэзия для меня остались темным лесом, так как материала для прочтения было очень много, эти две номинации я упустил. Интересная в этом году была «Драматургия». Ксения Степанычева «Похищение» - лёгкая комедия абсурда стилизованная под Тарантино с неожиданными сюжетными поворотами.

Лучший семинар по моему мнению и по мнению еще нескольких участников – семинар крупной прозы, мастера – Ольга Славникова и Сергей Кузнецов. Помимо глубокого анализа текстов и объемности персонажей, обсуждалась своевременность поданного на конкурс материала. И все сошлись на мнении, что физическая сказка Ильи как раз то, чего не хватало современной литературе.

Главные проблемы в литературе молодых авторов:

1. С каждым годом литература становится короче

2. Литература сильно подвержена влиянию кино и телевидения. При чём влияние это сказывается крайне негативно.

Зайончковский, например, указывал на опасность превращения писателя в сценариста. При чём, если писатель может превратиться в сценариста, то сценаристу стать писателем будет крайне тяжело. Советовали избегать профессий близких писательскому ремеслу.

Церемония награждения проходила в Театральном Центре на Страстном. Нас попросили приехать туда за два часа раньше для режиссерского прогона. Куча вип персон, наверняка много знаменитых писателей, которых я не знаю, ни в лицо, ни в тексты. Фуршет перед началом закончился довольно мирно: подавали шампанское. Затем – выход на сцену: кто разошелся с дипломами, кто с птицами, а для меня даже специальный приз придумали – кино-приз называется. С пустыми руками не ушел, но и того, что хотел не взял. В общем оцениваю свою поезду на четверочку.

Затем заключительный фуршет: народ начал крутиться с рюмками и тарелками, будто здесь раздавали эликсир вечной молодости и компот бессмертия. Будто люди все эти не ели и не пили десять лет. А, возможно, и все двадцать. Обычно, говорят, что такая атмосфера создается для раздачи визиток, обмена контактами с вип персонами и прочее. Но я в это не верю: человек либо есть, либо его нет. И сладкое корыто – не оправдание.

Через полчаса мы сбежали с Ромой Лошмановым (номинация – малая проза) в какой-то китайский ресторанчик, где подавали лапшу и водку. А потом я проснулся утром на кровати в ботинках и пиджаке. Жутко болела голова. Собрав вещи, я кинул их в камере хранения и помчал в книжный искать Сваровского. Сваровского в книжном не оказалось. Там было все кроме Сваровского. Одна продавщица сказала другой, указывая на какую-то книгу:

- Смотри, кто книги пишет. Врачи, инженеры, художники… хоть бы один из них лит. Институт закончил, а потом книги писал!

Позже я решил поехать перед вокзалом в Билингву похмелиться. В Билингве ко мне подошёл мужчина, это оказался Даниил Файзов. Он сказал, что был вчера на церемонии и ему понравилась моя речь. Он сказал, что занимается внизу книжным магазином и я спросил его про Сваровского. Он улыбнулся и ответил, что Федя прекрасен. Это как пароль, как проверка на вшивость у меня в последнее время.

Вечером я приехал на вокзал и зашел в туалет. Платный туалет и для женщин и для мужчин. Я зашел в предпоследнюю кабинку и начал заниматься своим делом, как вдруг заметил дырку на уровне пояса в соседней стенке, размером с пачку сигарет. Я заглянул в дырку. Там сидел человек и курил, он смотрел на меня безразличными и в то же время очень тоскливыми садистскими глазами. Не знаю для чего эта дырка. Может, мне нужно было туда вставлять, может ему. Может у него там свидание с кем-то. Или он безразличный наблюдатель, как знаменитые писатели и критики, которых на премиальное время, на одну недельку, просят говорить с молодыми. А молодые писатели достают свои причиндалы: у кого-то язык хромает, кто-то сюсюкается с читателем, кто-то пишет о картонных людях, о говорящих головах. В общем эта немая сцена в туалете мне очень напомнила литературный процесс.

Я, не закончив дела, перешёл в соседнюю кабинку. Там тоже была дырка в стене. Я заглянул в дырку, мужчина по-прежнему смотрел на меня. Я видел, огонек его сигареты и кольцо дыма, вылетающее через отверстие. Я снова вышел и зашел в самую первую кабинку. Там на месте дырки была прикручена металлическая пластина. Наконец, я облегчился. Так и в литературе: есть время для премий, когда необходимо делать всё на показ, смотреть на реакцию состоявшихся на этом поприще людей… и есть время закрыться в кабинке с заглушкой на дырке в стене и писать. Год писать, два года.

Читать и писать, что еще нужно? Нужны ли подобные премии? Да, безусловно нужны, если вы не можете поддерживать в себе бойцовский писательский дух на протяжении года самостоятельно. Я, например, не могу. Нужно мнение со стороны, необходимо знать, куда двигаться, не в плане осваивания ремесла, а в плане свежести тематики и тенденций в современной литературе. Приносит ли какую-то фактическую пользу участие в подобных мероприятиях?

Безусловно, приносит. Хотя бы потому, что тебя прочли незнакомые люди, я не говорю уже о личных контактах, которые позволяет наладить Дебют. Ольга Славникова и ридеры Дебюта – настоящие подвижники и это не хвалебные оды. Шестьдесят тысяч рукописей пришло на конкурс, не знаю, как они справились со всем этим…

В ларьке я купил Сергея Довлатова «Заповедник» и улегся на верхней полке его читать. Прочитал до самого утра. Со мной в купе ехала девушка, она то стонала, то вздрагивала, то украдкой смотрела на меня из-под одеяла. Чего хотела она, эта прекрасная последняя спутница? Выяснить я не решился. У проводника оказалась последняя холодная банка пива. Я купил её и заснул. А через полчаса была таможня и это уже другая история. Которая обязательно будет.

24.12.2012
Читать комментарии (26)
Рейтинг Оценили
3 Оксана Осмоловська, Евгений Герман, Гераскина Аня.

Вот проблема с этими творческими людьми: они всегда желают быть композиторами, художниками и писателями.
В результате производством труб большого диаметра занимаются бездарности. (с)Рома Воронежский

"Пииты - будьте хорошими людьми! Берегите лес и бумагу - пишите в сети!"

"Книги - это кино для умных"

"Автор умер - но критик всё ещё жив".

"Рукописи не горят - но, в основном, не тонут" (с)

КОММЕНТАРИИ
helga_hudilich
2012-12-24 19:36:17
цікава розповідь.
atex
2012-12-24 21:31:44
Как-то грустно вышло по тексту...а на самом деле, -это часть творческого, хорошего, настоящего пути. Можно прочесть все же рассказы или только для москвушников счастье?)
матковский
2012-12-24 22:28:27
нет, в ближайшее время к сожалению текстов не будет.
atex
2012-12-24 22:42:33
Ясно. Не буду больше надоедать.
матковский
2012-12-24 22:43:12
почему же сразу надоедать!
Оксана Осмоловська
2012-12-24 21:35:20
Заплюсовал текст.
atex
2012-12-24 21:48:26
Да, твое слово на церемонии, банальным я бы не назвала.
Евгений Герман
2012-12-25 11:59:30
на какой минуте Макс? а то я не имею времени всё смотреть
Евгений Герман
2012-12-25 12:03:47
нашёл на 24 минуте
Вражек
2012-12-25 00:50:15
ахах. та есть же - опустошение личности!
матковский
2012-12-25 01:13:53
точно есть, штампами говорю
Вражек
2012-12-25 01:16:53
якщо вони власного виробництва
то норм)
Вражек
2012-12-25 01:19:06
як текст переможця?
бо назва (та і їбло... і те, як він їм світить) , м.яко кажучи, ніхуя не інтригує
навіть навпаки
матковский
2012-12-25 01:23:57
малую прозу оценивать не буду, все хорошие, все достойные)
матковский
2012-12-25 01:25:29
самые крутые - фантасты и крупная проза, нужно к ним перебегать, а рассказики и стишочки - это так несерьезно все.
Вражек
2012-12-25 01:37:57
ну біжи)
atex
2012-12-25 10:06:18
С опустошением, все понятно, это данности, все у всех примерно одинаково протекает, с мелкими выпадами, каждому по чувствительности. А вот про рассказики, стишочки и несерьезность, даже читать больно. По моему эти жанры литературы очень серьезны и крайне не просто выразить себя в них так, чтобы на твое поле заскочил хотя бы заяц, хоть посидеть, хоть травки пожевать. Удачного старта, Максим, надеюсь про несерьезность это относительно себя было сказано, а не взагалі, и да, - тебе вполне пора в большой спорт. Но, хочу сказать вот что: когда я прочла "Что делать, если пропал дом" (рассказик) я перечитала его три раза, и возрадовалась, потому, что глотала Хемингуэя, О.Гени и По (это не для сравнения) как волшебные пилюли из страны Оз и недостача малой прозы в моем организме меня удручала. Идите своей дорогой, Максим, но кто знает, где его венец, в трех строфах или семи томах?
матковский
2012-12-26 19:00:18
я хочу сказать, что все стремятся к крупной прозе, это литературный пик - написать хотя бы неплохой
матковский
2012-12-26 19:01:57
читабельный роман. а что касается рассказов, то малая форма мне представляется разогревом.
матковский
2012-12-26 19:03:30
но это не значит что нужно намеренно не писать малые формы или стихи. у кого сколько дыхания хватит - вот в чем вопрос.
Евгений Герман
2012-12-25 12:06:02
Заплюсовал текст.
Евгений Герман
2012-12-25 12:07:28
Макс, а какой роскас будут экранизировать?

по тексту - меня всегда радовало описание общ.туалетов в лит-воспоминаниях
матковский
2012-12-26 18:58:53
еще неизвестно, не выбрали.
Триша
2012-12-26 01:08:36
Максим, вы прекрасны
матковский
2012-12-26 19:04:13
ничего не могу с собой поделать)
Гераскина Аня
2012-12-26 01:26:32
Заплюсовал текст.

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать
 

Art magazine Проза

Сайт группировки СТАН Давление света

Веб-каталог «Культурна Україна»

Літературний клуб МАРУСЯ

Буквоид

Редакция       Реклама и сотрудничество
© Все права на произведения принадлежат их авторам.
© Nvc

Свадебные торты на заказ